top of page

Бах-Фест

В противоположность нашему Оперному Театру, который постоянно и неизменно разочаровывает меня, Свердловская Филармония, вот уже в который раз, меня только радует. И вот недавно мне повезло заметить афиши Бах-феста - фестиваля музыки Иоганна Себестьяна в честь его дня рождения, то есть события довольно значимого в культурной жизни города.


Тот факт, что современникам господин Бах был известен прежде всего как первоклассный органист и сочинитель органной музыки и что Свердловская Филармония по праву гордиться своим ораном (немецкой фирмы "W. Sauer"), крупнейшим в регионе и единственным в Екатеринбурге, заставил меня в срочном порядке возжелать пару-тройку билетиков на концерты.

Я уже знакома с таким причудливым инструментом, как орган. Странно, что я не помню, чтобы он произвел на меня хоть какое-либо значимое впечатление или остался в памяти более чем факт. Должно быть я была тогда совсем юной. 

Орган - инструмент удивительный, инструмент-оркестр. Диапазон и размеры его - впечатляют сильно и сразу. При этом он является как бы одновременно и духовым, и клавишным. А звучание органа - это вообще отдельная тема. Я не слышала в жизни ни одного инструмента, который был бы настолько же далек от земного мира. Даже ангельские арфы звучат как послание из сказочных миров эльфов, но с Земли. Орган же производит на меня впечатление какого-то совершенно сверхъестественного инструмента. Он как будто не умещается на Земле. Ему тесно среди гор и в лесах. Органу нужен необъятная ширь Небес и бесконечный простор Космоса, чтобы было где развернуться всем его трубам!

Первое, что бросилось в глаза и страшно позабавило, а заодно и восхитило - это факт, что на органе играют всеми четырьмя конечностями. Одновременно. В полном смысле этого слова. Это вам не какие-нибудь пара педалек фортепьяно. У органа не одна, не две и даже не три клавиатуры. У органа Свердловской Филармонии аж 3 ручных клавиатуры (мануалы), клавиатура для ног (педальная), а также куча всяких ножных и ручных кнопочек и рычажков. Ума не приложу как на этом сложнейшем инструменте можно вообще что-то сыграть, не говоря уже о том, чтобы это "что-то" хоть сколько-нибудь осмысленно и приятно звучало. Ведь на все это нужно нажимать, дергать, давить и крутить без отрыва от производства звуков под пристальными оценивающими взглядами и ушами слушателей вперившихся тебе в спину.

Музыка его произвела на меня совершенно неожиданное впечатление. Звучание органа не возможно привязать к какой-то одной точке в пространстве, как у любого другого музыкального инструмента. Мелодия его льется не из точки, как у скрипки, флейты или даже фортепьяно, а из целой плоскости! Она как широкая воздушная река бурлящим или степенным потоком не просто выливается, а обрушивается на тебя, захватывает, поглощает, погружает. И ты оказываешься внутри потока звуков не успев опомниться. Звуковая волна, как цунами подхватывает тебя, качает, заливается внутрь, просачивается насквозь, одновременно окружая со всех сторон. Уже с середины первого отделения я оказалась абсолютно беспомощна перед ее мощью: я не была в состоянии даже следить за мелодией или движениями исполнителя. А ведь я люблю садиться ближе к сцене именно за тем, чтобы наблюдать за жизнью выступающих. Но в этот раз мне было не до этого. Захваченная потоком, уже не разбирая звуков и закрыв глаза, я просто пропускала музыку сквозь себя. Хотя для меня ЭТО уже нельзя было назвать просто музыкой. Это было бы слишком плоско, слишком однобоко, поскольку я ее слушала не ушами, вернее не только ушами, а уже всем своим телом, организмом, существом.

И вдруг, в середине второго отделения я поняла почему мне так странно знакомо то ощущение, в котором я пребываю! Именно так я себя чувствую, когда погружаюсь на 15-20 метров в морские воды и меня подхватывает течение. И я просто доверяюсь, позволяю ему мягко нести себя мимо причудливых коралловых пейзажей, мимо разноцветных рыбок, мимо больших и маленьких морских созданий. Невесомая, легко качаясь в плотных объятиях большой воды, в полной безопасности, наслаждаясь покоем и умиротворением.

Я толком не помню как и когда концерт закончился. Удачно, что зал был довольно большим и там было достаточно много народу, чтобы люди, сами того не ведая, подхватив меня своей толпой, вынесли вместе с собой из зала, довели до гардероба, поставили в очередь. Затем, так же бессознательно, будучи протиснутой толпой к началу очереди, я машинально оделась. Лишь выйдя на улицу и вдохнув несколько раз прохладный вечерний мартовский воздух, я, кажется, начала осознавать происходящее вокруг. А звуки органа все продолжали шумом прибоя колыхать мое тело, душу и голову...


ПРИМЕЧАНИЯ


Город: Екатеринбург (#Урал, #Россия)

Достопримечательность: Свердловская Государственная Академическая Филармония (#Екатеринбург, Россия)

Концерт: Бах-фест

Comments


Commenting has been turned off.
bottom of page